Preview

Саркомы костей, мягких тканей и опухоли кожи

Расширенный поиск
Том 14, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

ОТ РЕДАКЦИИ

13-21 1941
Аннотация

Саркомы мягких тканей – группа редких злокачественных опухолей, характеризующихся высокими частотой рецидивов и летальностью. За последние десятилетия достигнут незначительный прогресс в лечении данной патологии. Хирургическое лечение с адъювантной/неоадъювантной лучевой терапией или без нее по-прежнему является терапией 1-й линии при локализованных саркомах мягких тканей, а химиотерапия – дополнительным вариантом для пациентов с высоким риском развития рецидива болезни. Тем не менее не у всех больных с распространенными или метастатическими саркомами мягких тканей наблюдается эффект от традиционной химиотерапии. Саркомы мягких тканей характеризуются высокой гетерогенностью биологического поведения и разнообразием генетических мутаций, что указывает на перспективность персонализированного лечения на основе гистотипа опухоли, генетических и молекулярных характеристик и новых малых молекул-ингибиторов сигнальных путей. В данной статье представлен обзор исследований, посвященных эффективности таргетной терапии наиболее часто встречающихся сарком мягких тканей и десмоидных опухолей.

ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ

22-25 289
Аннотация

Современные методы лечения онкологической патологии значительно улучшили показатели выживаемости и увеличили продолжительность жизни пациентов. Вместе с тем лечение злокачественных новообразований приводит к развитию нежелательных явлений, которые снижают его эффективность и негативно влияют на качество жизни и выживаемость. Выявлено, что краткосрочные и долгосрочные сердечно-сосудистые осложнения оказывают значительное влияние на результат терапии.

В статье представлены данные актуальных научных исследований в области кардиоонкологии, затрагивающих проблемы кардиотоксичности, сопутствующих заболеваний, кардиореабилитации и качества жизни онкологических больных. Обосновывается важность междисциплинарного подхода в контексте нивелирования риска развития сердечно-сосудистых осложнений при проведении противоопухолевого лечения.

 
71-72 64
Аннотация

19–23 сентября 2022 г. в Москве состоялся V Юбилейный международный форум онкологии и радиотерапии ForLife – знаковое событие для специалистов, чья профессиональная деятельность связана с оказанием
помощи онкологическим пациентам.

 
73-76 66
Аннотация

11 октября 2022 г. исполнилось 75 лет выдающемуся хирургу, академику РАН, заслуженному деятелю науки РФ, профессору Михаилу Ивановичу Давыдову.

 
77-78 78
Аннотация

17 ноября 2022 г. исполнилось 75 лет академику Национальной академии наук (НАН) Азербайджана, иностранному члену РАН Ахлиману Тапдыговичу Амирасланову. 

 
79-80 65
Аннотация

14 декабря 2022 г. исполнилось 70 лет известному отечественному ученому-клиницисту, директору НИИ онкологии Томского НИМЦ, д.м.н., профессору, академику РАН Евгению Лхамацыреновичу Чойнзонову.

ОПУХОЛИ КОЖИ

26-32 692
Аннотация

Введение. Рак кожи относится к числу распространенных форм злокачественных новообразований в Среднеазиатском регионе и в основном встречается у лиц пожилого и старческого возраста. Нередко данная патология диагностируется и у пациентов-долгожителей. К сожалению, у некоторых долгожителей выбор адекватных методов лечения представляет особые трудности в связи с наличием у них сопутствующих заболеваний, сложного психоэмоционального состояния и ожидаемых осложнений. Невозможность проведения специфического противоопухолевого лечения по традиционным программам приводит к прогрессированию опухолевого процесса и значительному снижению качества жизни пациентов.

Цель исследования – определить значимость лучевой терапии в лечении рака кожи у пациентов-долгожителей (старше 90 лет).

Материалы и методы. В исследование вошли 32 пациента – 21 (65,62 %) мужчина и 11 (34,38 %) женщин. Все больные при первичном обращении в специализированное лечебное учреждение были старше 90 лет. Некоторые из них находились под наблюдением и лечились в течение нескольких лет в непрофильных учреждениях, им проводили различную терапию по поводу продолженного роста, рецидивов и метастазов. Опухоли локализовались в разных анатомических областях. С учетом морфологических и общеклинических данных у 5 (15,62 %) больных выявлен рак кожи стадии T1N0M0, у 6 (18,79 %) – T2N0M0, у 14 (43,79 %) – T3N0–1M0–1, у 7 (21,87 %) – T4N0–1M0–1, что свидетельствует о позднем обращении к онкологам, несмотря на визуальную локализацию рака кожи. Исключительно хирургическое вмешательство было проведено 5 (15,62 %) из 32 пациентов, телегамматерапия (ТГТ) как самостоятельный вид лечения – 5 пациентам с заболеванием стадии T1–2N0M0. Больные с раком стадии T3–4N0-1M0–1 получали ТГТ в монорежиме, вероятно, в связи с наличием противопоказаний или невозможностью использования других методов лечения. Полихимиотерапия в самостоятельном варианте проведена 1 пациенту, комбинированная терапия (ТГТ + операция) – 9 (28,12 %), химиолучевое лечение – 3 (9,37 %), комплексная терапия (ТГТ + операция + полихимиотерапия) – 3 (9,37 %) больным.

Результаты. Многочисленные научные исследования, посвященные раку кожи, убедительно доказывают, что он преимущественно встречается у пациентов пожилого и старческого возраста (60–75 лет). Наш опыт лечения 1049 больных с данной патологией подтверждает этот факт. Для лечения различных форм рака кожи разработаны стандартные подходы, и клиницисты достигают неплохих результатов на ранних стадиях заболевания. Принято считать возраст пациента относительным, а в некоторых случаях – абсолютным противопоказанием для проведения противоопухолевой терапии. Оценка риска развития рака кожи показала, что он нередко встречается и у долгожителей (лиц старше 90 лет) и составляет 3,05 % от общего числа заболевших. Достоверно часто рак кожи у пациентов-долгожителей локализовался в области головы и шеи (40,63 % случаев) и нижних конечностей (28,12 % случаев). Следует отметить, что у 4 из 9 больных опухоль развивалась на фоне различных травм и заболеваний кожи. Большинство пациентов (21 (65,62 %) из 32 больных), несмотря на визуальную локализацию опухоли, обратились к онкологам поздно, когда уже возникли местно-распространенный процесс или метастазы (T3–4N0–1M0–1). Комбинированная и комплексная терапия была малорезультативной. При этом в ближайшие сроки после лечения признаки остаточной опухоли были выявлены у 6 (28,51 %) из 21 пациента, рецидивы – у 4 (19,04 %), метастазирование в отдаленные лимфатические узлы – у 3 (14,28 %). Вероятно, агрессивное течение рака кожи у больных-долгожителей объясняется не только биологическими особенностями заболевания, но и физиологическими особенностями организма. Вопреки существующим мнениям большинство пациентов-долгожителей с раком кожи могут перенести комбинированную и комплексную терапию, включая неоднократные курсы лучевой терапии при адекватном их применении.

Заключение. Несмотря на преклонный возраст, наличие сопутствующих заболеваний, ограниченные физические возможности, пациенты-долгожители нуждаются в проведении адекватных методов специализированного лечения. Возраст старше 90 лет не является абсолютным противопоказанием для противоопухолевой терапии, наоборот, ее адекватный выбор значительно улучшает качество жизни больных. При появлении рецидивов и метастазов рака кожи у пациентов-долгожителей можно проводить комбинированную и комплексную противоопухолевую терапию после тщательной оценки их состояния. 

САРКОМЫ КОСТЕЙ

33-44 233
Аннотация

Введение. Первичные злокачественные новообразования костной системы в большинстве случаев возникают у людей молодого и среднего возраста. Заболеваемость в этой возрастной группе варьирует от 75 до 80 %. В связи с низкой выживаемостью пациентов, погибавших в течение первых 5 лет в основном от метастазов первичных злокачественных опухолей, основной акцент в их лечении был сделан на продление продолжительности жизни, изучение и разработку новых режимов консервативной терапии. Поэтому до начала 1970-х годов ампутационная хирургия оставалась общепризнанным стандартом хирургического вмешательства. Полученные положительные онкологические результаты потребовали пересмотра хирургической концепции лечения данной группы пациентов. Эта задача была решена за счет активного развития онкологического эндопротезирования, начавшегося во второй половине 1970-х годов, что способствовало окончательному оформлению онкоортопедии в отдельную онкологическую специальность.

Цель исследования – изучить долгосрочные онкологические результаты лечения больных с первичными и метастатическими опухолями опорно-двигательного аппарата, перенесших онкологическое эндопротезирование.

Материалы и методы. В исследование включены 1292 пациента с первичными саркомами костей, мягких тканей, а также с метастатическими и доброкачественными опухолями костей, которым с января 1992 г. по январь 2020 г. выполнены 1200 резекций/экстирпаций костей различного объема с замещением дефекта эндопротезом. В общей группе больных, перенесших эндопротезирование, число мужчин и женщин оказалось примерно равным: 677 (52,4 %) и 615 (47,6 %) соответственно. На момент проведения операции возраст пациентов общей группы варьировал от 10 лет до 81 года. Средний возраст больных составил 34,7 года. Наиболее часто эндопротезирование выполнялось пациентам от 21 до 30 лет (в 29 % случаев). Онкологическое эндопротезирование проведено 814 (67,8 %) пациентам с первичными злокачественными опухолями, 143 (11,9 %) – с метастатическим поражением длинных трубчатых костей и 243 (20,3 %) – с доброкачественными новообразованиями. Средний период наблюдения после эндопротезирования различных сегментов кости составил 82,8 мес (от 0 до 335,7 мес).

 Результаты. За 27-летний период наблюдения общая частота рецидивов после эндопротезирования при различных локализациях опухоли (осложнение типа V по системе International society of limb salvage (2013) (ISOLS 2013)) составила 8,8 % (86/979), из них рецидив опухоли в кости (осложнение типа VA) выявлен в 1,7 % случаев (17/979), рецидив в мягких тканях (осложнение типа VB) – в 7,0 % (69/979). Проведение первичного эндопротезирования по причине рецидива после предыдущего хирургического лечения различного объема повышает риск развития этого осложнения в 2,2 раза. Полученные результаты свидетельствуют о том, что повторный рецидив опухоли значительно повышает риск появления рецидива в мягких тканях и достоверно не влияет на риск развития рецидива опухоли в кости. Выявлено, что наиболее часто рецидив опухоли возникал у больных с недифференцированной плеоморфной саркомой (15,4 % случаев), хондросаркомой (15,0 % случаев) и паростальной остеосаркомой (14,3 % случаев). Частота развития рецидивов у пациентов с гигантоклеточной опухолью кости и аневризмальной костной кистой составила 4,0 и 3,8 % соответственно. При рецидиве опухоли после эндопротезирования чаще всего выполняли ампутацию конечности – в 33,7 % (28/83) случаев. В настоящем исследовании рецидив в основном возникал при резекции бедренной кости с эндопротезированием коленного сустава – в 45,8 % (38/83) случаев. Частота онкологических осложнений у пациентов с саркомами костей, перенесших эндопротезирование, составила 31,9 % (283/886). В общей группе пациентов за 27-летний период у 25,3 % (224/886) больных выявлено прогрессирование заболевания в виде появления метастазов. Местный рецидив опухоли сочетался с метастазированием в 6,7 % (59/886) случаев.

Заключение. Снижение частоты развития местного рецидива опухоли зависит от эффективности комплексного подхода к терапии этой группы заболеваний. Изменение хирургической техники эндопротезирования при опухолях различной степени дифференцировки позволило добиться значимой радикальности проводимого лечения. Риск прогрессирования сарком костей, степень ответа на специализированную терапию и, как следствие, прогноз пациента зависят от наличия эпигенетических, генетических, молекулярных и хромосомных нарушений.

САРКОМЫ МЯГКИХ ТКАНЕЙ

45-53 178
Аннотация

Введение. Саркомы мягких тканей (СМТ) относятся к группе редких заболеваний, однако характерные для них склонность к рецидивированию и высокая смертность обусловливают необходимость поиска прогностических биомаркеров, позволяющих выявлять пациентов с риском развития рецидивов. Интерес в этом плане представляет система инсулиноподобных факторов роста (insulin-like growth factor, IGF) и их белков-переносчиков (insulin-like growth factor-binding protein, IGFBP), поскольку установлено, что нарушение регуляции системы IGF приводит к пролиферации раковых клеток, их миграции и устойчивости к химиотерапии.

Цель исследования – изучить особенности содержания компонентов системы IGF в крови у больных с первичными и рецидивными СМТ.

Материалы и методы. Были обследованы 54 больных с СМТ, T2bN0M0: 12 мужчин и 12 женщин с первичными СМТ, 10 мужчин и 20 женщин с рецидивами СМТ, а также здоровые доноры (10 мужчин и 10 женщин). Средний возраст пациентов составил 63,1 ± 0,9 года. В крови, взятой до лечения, методом иммуноферментного анализа с использованием наборов фирмы Mediagnost (Германия) исследовали уровни инсулиноподобного фактора роста 1 (insulin-like growth factor 1, IGF1), инсулиноподобного фактора роста 2 (insulin-like growth factor 2, IGF2) и белок 2, связывающий инсулиноподобный фактор роста (insulin-like growth factor-binding protein 2, IGFBP2). Статистический анализ выполнен с помощью программы Statistica 10 и непараметрического критерия Манна–Уитни.

Результаты. При первичных СМТ выявлено снижение уровня IGF1 у мужчин с опухолями G3–4 и у всех женщин в 14 и 20 раз соответственно по сравнению с донорами. Также отмечено незначительное снижение уровня IGF2 у мужчин и уменьшение соотношения IGF1/IGF2 в 8,8 раза у мужчин с опухолями G3–4 и в 24,3 раза у женщин. При рецидивах содержание IGF1 снижалось на 40 % у мужчин и на 78–85,5 % у женщин, тогда как содержание IGF2 у мужчин с опухолями G3–4 уменьшалось на 19 %, а у женщин – увеличивалось на 21–58 % относительно доноров. В крови женщин с первичными СМТ и рецидивами при опухолях G3–4 был выше и уровень IGFBP2. У мужчин при опухолях G3–4 изменение уровня IGFBP2 оказалось менее выражено и имело противоположную направленность по сравнению с женщинами.

Заключение. Процесс рецидивирования СМТ сопровождается дисбалансом компонентов IGF в крови, максимально выраженным у пациентов обоих полов с опухолями G3–4. Зависимость повышения уровня IGFBP2 при СМТ от клинических характеристик заболевания, особенно при рецидивных процессах, указывает на прогностическую значимость данного показателя.

54-62 250
Аннотация

Введение. Рабдомиосаркома (РМС) – опухоль высокой степени злокачественности, встречающаяся в основном у детей. Несмотря на то, что мультимодальная терапия является многообещающей, у пациентов с высоким риском (по стратификационной шкале) наблюдаются низкие показатели выживаемости. Возникает потребность в изучении новых возможностей лечения данной категории больных. На сегодняшний день большой интерес вызывают ингибиторы киназы анапластической лимфомы (anaplastic lymphoma kinase, ALK).

Цель исследования – изучение экспрессии ALK в тканях РМС как потенциального таргетного маркера.

Материалы и методы. Изучены 202 гистологических блока РМС. Экспрессия ALK качественно оценивалась иммуногистохимическим методом, также определялась ее корреляция с гистологическим подтипом опухоли и клиническими данными пациентов.

Результаты. Экспрессия ALK в образцах альвеолярной РМС наблюдалась в 68 % (41/60) случаев, эмбриональной –в 30 % (26/87), веретеноклеточной/склерозирующей – в 7 % (1/14), эпителиоидной (ЭпРМС) – в 100 % (2/2). Исследование показало корреляцию экспрессии ALK с альвеолярным типом РМС (р <0,05). Во всех случаях альвеолярной РМС с фокальной экспрессией ALK D5F3 наблюдался преимущественно низкий или умеренный уровень активности против анти-миогенина и MyoD1. Реже ALK-положительные образцы встречались в группе эмбриональной и веретеноклеточной/склерозирующей РМС.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ALK является многообещающей мишенью для лечения пациентов с РМС. Планируется дальнейшее изучение дополнительных генетических аберраций ALK, которое, возможно, послужит трамплином для обоснования применения таргетной терапии.

КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ

63-70 255
Аннотация

Саркомы мягких тканей – это редкие гетерогенные злокачественные новообразования, представляющие сложность в диагностике, лечении и последующем наблюдении. Правильное диагностическое планирование позволяет своевременно принять решение о дальнейшей тактике ведения каждого пациента. Позитронная эмиссионная томография, совмещенная с компьютерной томографией, с биологическим аналогом глюкозы 18F-фтордезоксиглюкозой представляет собой инструмент визуализации, измеряющий метаболическую активность опухоли, и широко используется в клинической практике для оценки первичной опухолевой ткани, стадирования, контроля эффективности лечения и как метод раннего выявления рецидивов. Данный обзор литературы посвящен анализу результативности применения позитронной эмиссионной томографии, совмещенной с компьютерной томографией, на разных этапах диагностического контроля пациентов с саркомами мягких тканей.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-4614 (Print)
ISSN 2782-3687 (Online)